Формат рав в фотографии как открыть


» Секреты качественной фотографии. Снимаем в формате RAW.

Секреты качественной фотографии. Снимаем в формате RAW.

Почему предпочтительнее снимать в RAW?Существует несколько различных способов улучшения качества ваших фотоснимков. Во-первых, вы можете использовать высококачественный объектив. Во-вторых, вы можете посвятить некоторое количество своего времени редактированию изображений в программах Photoshop или Lightroom. Эти два главных метода, безусловно, окажут существенное влияние на качество ваших фотографий. Есть ли еще какой-нибудь известный метод, который позволит вам прогрессировать на пути занятия фотоделом? Да, есть.

Другим методом, позволяющим добиться резких и качественных фотографий, является съемка в RAW формате. Работа в формате RAW эквивалентна изготовлению негативных отпечатков фотографий (в пленочной фототехнике). В этом режиме фотокамера будет делать снимки таким образом, что они будут получаться более резкими и детальными, чем в формате JPEG. Сейчас объясню почему.

RAW является одним из видов фотографических файлов. При съемке в формате RAW вы достигаете гораздо более высокого качества и резкости изображения. Вы получаете картинку, содержащую большую вариантность света и тени, динамизма и множества цветовых оттенков. Такое совершенство фотоснимка просто означает, что цифровая камера собрала и сохранила дополнительную информацию. Когда вы фотографируете в RAW, ваша камера способна обрабатывать информацию гораздо быстрее и более эффективно.

Давайте рассмотрим пример с цветком. В оригинале цветок красно-розового цвета (это то, что видят наши глаза). При съемке цветка в формате JPEG вы можете потерять некоторые из розовых тонов. И на фотоснимке может появиться цветок чисто красного цвета. Причиной этого является тот факт, что JPEG в принципе не может так хорошо воспроизвести средние тона как формат RAW.

Формату JPEG сложно обнаружить тонкие оттенки цвета и идентифицировать их. Он просто не ищет мелкие и трудноуловимые детали в изображении, и именно поэтому, не выделяет их. Однако при переходе к съемке в формате RAW вы увидите, что фотокамера начинает улавливать красновато-розовые тона снимаемого цветка. Проще говоря, цифровая камера воспроизводит гораздо больше тонких деталей сцены при съемке в формате RAW.

Однако существует одна небольшая проблема. Такие файлы нельзя открыть ни в одной стандартной программе. Для их просмотра вам потребуется специальное программное обеспечение. Тип программного обеспечения зависит от того, какую модель фотокамеры вы используете. Например, Canon имеет специальное программное обеспечение под названием Digital Photo Professional. Эта программа позволяет вам увидеть фотографии, сделанные в формате RAW. Владельцы аппаратов Canon могут использовать только программное обеспечение Canon RAW. Если вы имеете фотокамеру Nikon, то вы не сможете использовать эту программу. Nikon имеет свою RAW платформу, которая доступна для ее пользователей.

Можно ли корректировать RAW фотографии?

Многие начинающие фотографы спрашивают меня, можно ли создавать дубликат файла в формате JPEG, для того, чтобы файл RAW оставался нетронутым. Мой ответ таков: это зависит от ваших личных предпочтений. Каждый фотограф делает это по-своему. Я предпочитаю создавать копию исходного RAW файла для редактирования. Таким образом, у меня всегда есть нетронутое оригинальные фото. Если что-нибудь случится с JPEG фотоснимком, то у меня всегда есть первоначальный снимок исходного качества. Единственная причина, по которой я могу создать копию исходного RAW файла в JPEG – это если я хочу загрузить его на сайт в интернете.

Файлы в формате RAW довольно большие. JPEG фотографии могут занимать около 3 Мб. Большинство моих снимков в формате RAW имеют вес около 30 Мб. В чем заключается преимущество такого размера? Больший размер файла подразумевает получение фотографий потрясающего качества, разрешения и резкости. Чем выше будут качественные показатели снимка, тем лучшей получится конечная фотография.

Переход к работе в режиме RAW весьма прост. Это делается с помощью меню вашей цифровой фотокамеры. После входа в меню найдите опцию “размер изображения”, в которой вы без труда сможете перейти в режим RAW. Это будет означать, что вы сможете делать фотоснимки только в RAW формате. Также можно выбрать функцию одновременной съемки в RAW и JPEG форматах.

Однако следует помнить, что работа в таком режиме будет постепенно занимать значительное количество объема вашей карты памяти. Вашей камере просто потребуется больше места для записи двух форматов, сделанных одновременно. Файл JPEG может занимать только 3 Мб, а вот размер RAW файла может быть и 20 Мб. Через несколько часов съемки место на карте памяти начнет резко уменьшаться. Поэтому для такой съемки всегда берите с собой как минимум две карты памяти.

Многие профессиональные фотографы делают фотоснимки только в формате RAW. Это потому, что они хотят иметь их в высоком качестве. Если они захотят создать файл JPEG для демонстрации или загрузки на сайт, то у них всегда есть возможность сделать такую копию позже. В то же время они знают, что производят продукцию высокого качества. Фотографии выглядят резче и чище. И они могут быть уверенны в том, что такие снимки выдержат испытание временем.

Формат RAW также более интересен в творческом смысле. Цвета очень насыщенные, пейзажи яркие, и ваши фотографии лучше проэкспонированы. Тени и блики не так склонны к созданию экспозиционных проблем, как они были бы в JPEG. Кажется, что RAW сбалансировал освещение. На самом деле он просто захватывает более подробную информацию о снимаемой сцене. Это идиллический инструмент для фотографирования портретов и свадебных церемоний, ночной съемки и съемки при слабом освещении.

Свадебные фотографы часто сталкиваются со сложными проблемами, когда на торжествах имеется много различных источников света. Некоторые из них могут работать в оппозиции к тону кожи отдельных гостей. Съемка в формате RAW может помочь сохранить красоту в цветовых тонах кожи. Кожа человека и ее природная окраска будет выглядеть теплой и мягкой. Вот почему многие свадебные и портретные фотографы делают съемку исключительно в RAW формате.

Я рекомендую снимать в RAW постоянно. Это не только надежнее, чем съемка в JPEG, но вы будете удивлены качеством полученного материала. Ваши фотографии станут резкими, четкими и более контрастными. Вы получаете естественные вариации цветовых оттенков. Это позволит значительно улучшить качество ваших конечных фотоснимков. Приятной съемки!

ixxi.me

Все что необходимо знать о формате RAW

Все профессиональные и многие любительские камеры дают возможность сохранять снимки в формате RAW. RAW - это общее название формата, расширения у файлов фотографий могут отличаться в зависимости от производителя. Это может быть *.NEF, *.CR2, *.ARW и другие.

Название RAW образовалось от английского слова raw, что означает сырой, то есть необработанный. Эти файлы содержат максимальное количество необработанной информации о снимке. Это позволяет в процессе редактирования снимка на компьютере получить максимальное качество финального изображения и манипулировать фотографией как угодно.

RAW образуется от получения данных с матрицы. Матрица - это устройство, которое воспринимает спроецированный на неё световой поток. Полупроводниковые фотодатчики, из которых состоит матрица, примерно одинаково чувствительны ко всем цветам. Поэтому, чтобы получать цветное изображение, каждый фотодатчик накрывается цветным фильтром красного, зеленого или синего цвета. Это образует цветовую модель RGB (Red, Green, Blue).

Из-за светофильтра каждый фотоэлемент воспринимает лишь 1/3 цветового спектра. Данные об остальной части спектра берутся из соседних фотодатчиков. Всю эту информацию обрабатывает и компонует процессор. Формирование конечного цвета одного пикселя происходит благодаря получению данных не менее чем от девяти фотоэлементов матрицы.

Фильтр Байера предполагает размещение фотофильтров в строго определенном порядке.

Стоит заметить, что фотоэлементов зеленого цвета в два раза больше, чем остальных цветов. Это позволяет добиться изображения, максимально адаптированного к человеческому зрению.

Чтобы снизить количество артефактов, разрабатывались различные вариации фильтров Байера. Они содержали изменения в однородности расположения фотофильтров. Таким образом, были получены устройства, которые строили изображение, основываясь не на 4-х элементах, а на 12-ти и 24-х. Широко распространения такой подход не получил, так как для работы с такими системами нужна была очень большая вычислительная мощность.

Для наглядности принципа работы фильтра Байера, сделаем снимок:

Фотография сквозь фильтр Байера (400%)

Конечная фотография (400%)

Конечная фотография (400%)

В результате, получилась фотография, каждый пиксель которой содержит лишь один цвет. По отдельности каждый цвет не дает четкого представления об изображении, но объединив три составляющих, можно получить рисунок. После получения такого результата, процессор должен на основании цвета соседних точек добавить недостающие цвета в каждый пиксель. Это делается методом интерполяции.

Размытость изображения связана с особенностью работы фильтра Байера. Чтобы исправить это, процессор камеры принудительно добавляет снимку резкость. Иногда еще исправляется контрастность и насыщенность цветов, убирается шум. Улучшения четкости изображения позволяет добиться и увеличение количества пикселей сенсора. В связи с тем, что вычислительная мощность фотоаппарата ограничена, всю обработку можно делать на компьютере. Большинство профессиональных камер вообще не содержат возможность обработки снимков. Они делают только сырые RAW фотографии или имеют возможность отключать обработку снимков камерой.

Современные зеркальные и некоторые компактные камеры имеют возможность записывать изображения в сырой RAW формат. Такие файлы содержат данные о сигнале яркости в каждом диоде и данные о цвете каждого пикселя. Это позволяет на компьютере получить файл, который можно обрабатывать в RAW конвертере и управлять большим количеством параметров снимка.

При сохранении изображения в формате Jpeg, камера обрабатывает сырой снимок и ужимает его до значения, приемлемого для вывода на современных мониторах и для печати на принтере. Данных в Jpeg файле очень мало. Поэтому, если во время съемки была выставлена не правильная экспозиция или баланс белого, Jpeg будет восстановить очень трудно. Это непременно повлияет на качество снимка. В некоторых случаях восстановить снимок не удастся. При съемке в RAW, изображение содержит очень большой массив данных, поэтому ими можно свободно манипулировать. Это позволяет вытягивать детали из ярких или темных участков фотографии, улучшать детализацию и цвета снимка без потери качества. RAW файлы обычно содержат 12 или 14 бит/канал, а Jpeg всего 8.

Детализация обработанных RAW файлов всегда лучше, чем у jpeg. Это связано с тем, что обработка снимка в камере осуществляется по грубому и не всегда оптимальному алгоритму. Во всем виновата нехватка вычислительной мощности и необходимость быстро работать, ведь для камеры очень важно иметь высокую скорость записи снимков. RAW позволяет задавать основные параметры съемки, такие как компенсация экспозиции, баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость не до съемки, а после.

Обработка сырых RAW-файлов осуществляется специальными конвертерами. Это программное обеспечение, которое позволяет делать из необработанных данных конечные файлы в формате JPG.

Конвертеров очень много. Каждый производитель камер поставляет с фотоаппаратом свой конвертер: Konica Minolta Dimage Viewer, Canon Digital Photo Professional, Olympus Master, Nikon Capture NX, Pentax Photo Laboratory, Sony Image Data Converter SR. Существуют также конвертеры сторонних производителей. Они универсальны и подойдут для любых RAW файлов: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Camera Raw, Apple Aperture (только для Mac OS X ), Capture One.

www.takefoto.ru

10 причин фотографировать в формате RAW

Возможно, вы слышали о том, что фотографии лучше всего делать в формате RAW. В интернете сейчас появляется все больше и больше информации на эту тему. Но знаете ли вы, как такой формат улучшает качество фотографий? И чем они будут отличаться от снимков, сделанных в других форматах? Давайте разберемся!

Во-первых, что такое RAW? RAW (что в переводе с английского означает «сырой») — это файловый формат, который фиксирует все параметры изображения, записанные матрицей фотоаппарата. Когда вы фотографируете в другом формате, например, в JPEG, информация об изображении сжимается и частично теряется. Формат RAW не сжимает информацию, и вы, после необходимой корректировки, можете получить высококачественный снимок. Такой формат позволяет устранить проблемы изображения, которые являются неустранимыми на снимках формата JPEG.

Многие современные цифровые камеры делают снимки в формате RAW (включая так называемые цифровые «мыльницы»).  Почитайте внимательно пользовательскую инструкцию, возможно, снимки в формате RAW, со всеми их преимуществами,  доступны даже вашему маленькому фотоаппарату!

Итак, давайте перечислим преимущества RAW формата.

1 Высокий уровень качества изображения

Это самое важное преимущество RAW-файлов.  При съемке в формате RAW вы получаете запись всех данных с матрицы. Если вы сняли необычную, замечательную по красоте сцену, хочется, чтобы качество фотографии было высочайшим.

Все современные цифровые камеры технически способны фотографировать в формате RAW. Да, это правда.

Но когда вы фотографируете в формате JPEG, камера самостоятельно конвертирует снятое в формате RAW в JPEG.

В то же время, ваша камера далеко не так умна, как ваш мозг, и она не такая мощная, как компьютер.

Когда вы делаете снимки в формате RAW, вы можете обрабатывать их так, как вам это необходимо. Вы сами решаете, как следует выглядеть кадру, и определяете путь достижения наилучшего результата.

2 Множество уровней яркости

Формат RAW содержит множество уровней яркости (последовательных шагов от белого до черного цветов) на изображении. Чем больше ступеней яркости, тем более сглаженные переходы тонов получаются на снимке.

Формат JPEG записывает 256 уровней яркости, а RAW записывает от 4096 до 16384 уровней! Технически это описывается термином «бит». Формат JPEG содержит 8 бит информации на компоненту (или 8 бит на 1 пиксель для чёрно-белых полутоновых изображений), а формат RAW – от 12 до 14 бит. Это различие оказывает решающее влияние на качество фотографий.

Высокая степень разрешения производит огромный эффект. Дополнительные шаги по изменению яркости позволяют сделать больше корректировок (изменить насыщенности цветов, параметры света, теней, контрастности, яркости и т.д.) на изображении без существенного снижения качества, потому что здесь есть множество уровней для обработки!

При съемке в RAW формате  легче избежать эффекта изогелии. Эффект изогелии проявляется как полосатость – например, вы видите яркое чистое небо, а при печати снимков небо вдруг представляется состоящим из цветных полос. В результате снимок выглядит плохо.

3 Корректировка экстремальных значений экспозиции

Очевидно, вы хотите поставить лучшую экспозицию при фотографировании, но иногда быстрое развитие событий (особенно на свадьбах!) не оставляет времени сделать это правильно, и вы ставите экспозицию в быстром темпе, или просто не успеваете ее изменить. В результате сцена получается слишком яркой или слишком темной. Такую фотографию можно привести в хорошее состояние.

RAW-формат фиксирует огромное количество информации в файле, что позволяет исправить погрешности снимка без резкого снижения качества. Такая корректировка может избавить снимок от бликов, резких теней и прочих дефектов.

4 Легко корректируемый баланс белого

Когда вы снимаете в JPEG-формате, баланс белого настраивается автоматически. Вы просто не можете выбрать другой вариант. С форматом RAW данные баланса белого записывается в полном объеме, а большой объем информации позволяет легко изменить его и отрегулировать в нужную сторону.

Правильный баланс белого и цвета важны для создания красивых сцен и образов, а съемка в RAW-формате позволяет сделать корректировки легко и быстро. И получить наилучший результат.

5 Получение лучшей детализации

Когда вы снимаете в RAW-формате, то можете улучшить резкость кадра и убрать шумы в таких программах, как Lightroom, которые по своим возможностям гораздо мощнее программы, установленной на вашей фотокамере.

Кроме того, алгоритмы для создания резкости и устранения шумов постоянно совершенствуются, так что в будущем вы сможете снова открыть сохраненный первоисточник и воспользоваться усовершенствованными фильтрами.

6 Удобство редактирования

Когда вы вносите коррективы в RAW файл, то исходные данные сохраняются такими, какими они пребывали до процесса корректировки. Все, что вы делаете — создаете набор описаний (инструкций) об изменениях. В форматах JPEG или TIFF в сохраненной версии данные о состоянии первоисточника не сохраняются. Поэтому, если не создана копия кадра-первоисточника, о его изначальном виде можно забыть навсегда.

При работе с RAW файлом вам никогда не придется беспокоиться о порче изображения-первоисточника, которое вы случайно сохранили после неудачной корректировки. Вы всегда можете сбросить настройки и начать редактировать снимок снова.

JPEG файлы теряют первоначальное качество при каждой новой корректировке и каждом новом сохранении. Это действительно так. Это то, что называют  «потерями формата файла». Так что, если вы делаете изменения в формате JPEG, всегда нужно дублировать первоисточник и сохранять  откорректированную версию, если вы не хотите потерять качество файла. Что, в итоге, очень хлопотно.

7 Получение качественного отпечатка на фотобумаге

Из-за тонкой градации тонов и цвета отпечатки из RAW файлов будут более качественными, чем изображения, сделанные в других форматах.

Несмотря на то, что все больше людей хранит фотографии в цифровом формате, важность отпечатанных снимков не стоит недооценивать (возможно, из-за их относительной нынешней редкости). На бумажном носителе RAW изображение будет выглядеть качественно, на нем не будут заметны неприятные полосы при переходе одного цвета в другой.

8 Выбор цветовой модели на выходе

Цветовое пространство для создания, хранения и печати может быть различным, и здесь, в конечном счете, нет ничего сложного. Работая с  RAW-файлами,  вы можете выбрать любую цветовую модель, когда вы экспортируете снимок. Цветовую модель выбирают и настраивают в зависимости от ситуации.

Собираетесь опубликовать изображение в сети? Выбирайте цветовую модель RGB, чтобы обеспечить максимальную совместимость между web браузерами.

Хотите сохранить файлы для заказчика снимков? Сохраните их в общей версии Adobe RGB (1998).

Вы хотите сохранить максимально возможный цветовой диапазон? Выберите ProPhoto RGB.

Существуют различные цветовые модели, которые являются оптимальными  для различных ситуаций. Когда вы снимаете в RAW формате, вы можете экспортировать снимок в несколько цветовых моделей, что очень удобно.

9 Повышение эффективности работы

Программы Lightroom или Aperture позволяют обрабатывать не только единичные изображения. В этих программах можно обрабатывать большие партии однотипных снимков, применяя сразу ко всей партии коррекцию и фильтры. Photoshop, например, позволяет обрабатывать только одно изображение за период времени. Для того, чтобы обрабатывать снимки в Lightroom или Aperture, вы должны фотографировать в формате RAW.

10 Большие возможности для профессионалов

Профессиональные фотографы  должны предоставлять своим клиентам снимки максимально высокого качества. Когда клиенту предлагается печатная продукция, вопросы  нежелательной изогелии и бликов должны быть решены. Правильно настроенный  цветовой баланс и цветовая модель также имеют решающее значение для качества изображения.

Фотографирование в RAW формате позволяет контролировать качество, а также дает возможности для устранения проблем на снимках.

Некоторые цифровые (не зеркальные) фотокамеры  тоже способны делать снимки формата RAW, и теперь преимущества RAW могут   оценить не только профессионалы, но и фотографы любители, желающие улучшить качество снимков (как для электронного, так и для отпечатанного варианта).

Недостатки RAW формата и пути решения проблем

У каждой программы, формата и файла есть свои плюсы и минусы, и формат RAW не является исключением. Мы расскажем о недостатках RAW формата и рассмотрим некоторые пути решения проблем.

RAW файлы должны быть обработаны

Самый распространенный аргумент против съемки в RAW: поскольку файлы должны быть обработаны, мы тратим на процесс получения фотографии больше времени, чем при использовании формата JPEG. И это может быть правдой, если не тратить времени на какую-либо обработку JPEG кадров.

Но так как большинство фотографов всегда (в большей или меньшей степени) обрабатывают свои снимки, сделанные в JPEG формате, то их аргументы о тратах времени становятся неубедительными.

Если при обработке  RAW файла вы проводите настройку баланса белого, изменяете параметры света и теней, то можете сделать это быстрее, чем если бы вы обрабатывали JPEG файлы.

Изображение  RAW формата, вы можете легко экспортировать в JPEG, его можно преобразовать специально для web печати. Современные цифровые зеркальные фотокамеры позволяют сразу, при одном щелчке затвора фотоаппарата, получать два кадра сразу – в форматах RAW и JPEG.

Формат RAW имеет больше возможностей, и фотографии могут быть обработаны быстро, если не быстрее, чем JPEG.

Файлы RAW занимают много места

RAW файлы не сжаты и занимают в два-три раза больше места, чем файлы  формата JPEG. Вопрос объема файлов имеет большое значение, особенно для тех, кто фотографирует часто и много. Однако стоимость жестких дисков, на которых можно хранить множество изображений,  за последние  несколько лет значительно упала.

Давайте рассмотрим жесткий диск на 3 терабайта

  • Диск на 3 терабайта стоит около 10 тыс. рублей;
  • На таком диске можно хранить 375000 фотографий формата JPEG (расчет для файлов большого объема по 8 МВ. Стоимость одного хранимого изображения будет равна 2,7 копейки;
  • На диске в 3 ТБ можно хранить 100000 изображений формата RAW (при объеме каждого файла 30 МВ). Стоимость одного хранимого кадра составит 10 копеек.

Понятно, что на диске можно хранить и меньшее количество кадров. Однако, количество снимков, накопленное при полном заполнении диска, впечатляет! И всегда помните, что хранить все изображения исключительно на одном диске опасно. Не кладите все фотографические яйца в одну корзину!

С картами памяти происходит то же, что и с фотоаппаратами. Цена на них постоянно снижается. Помните времена, когда карта памяти объемом 2GB стоила более 10 тыс. рублей? В настоящее время можно купить карту памяти на 4Гб всего за 300 рублей. Такая ценовая политика с трудом укладывается в голове.

Да, RAW файлы больше по размеру, и они занимают больше места. Но именно хранимая в них информация обеспечивает высокое качество снимков. Хранение снимков высокого качество обойдется вам дополнительно в 7,3 копейки за изображение.

Медленная запись на карту памяти

RAW файлы имеют большой размер по сравнению с JPEG файлами, и они быстро заполняют буфер кадров при съемке. Фотоаппарат будет снимать столько, сколько вам нужно, будет делать столько кадров в секунду, сколько нужно, в любом формате. Но если это формат RAW – буфер фотоаппарата может быстро наполниться, и вам придется ждать, пока фотоаппарат не перенесет информацию из буфера обмена на карту памяти. А на это требуется время.

При постоянных съемках с большим количеством кадров в RAW формате лучше приобрести более быстрые карты памяти, или более дорогие камеры с большим буфером.

Специфика кода RAW

RAW файлы часто регистрируются в специальном формате, что означает, что производители фотокамер официально не раскрывают себя, и их исходные данные могут быть изменены. Такие компании, как, например, Adobe, должны лицензировать программное обеспечение для декодирования RAW файлов или для их обратного преобразования. Так, для фотокамер Canon RAW-формат записывается как .CR2, для камер Nikon этот формат записывается как .NEF.

Проблема состоит в том, что вы не можете быть уверены, что через 5, 10 или 20 лет вы сможете открыть RAW файл, если у вас нет соответствующего программного обеспечения для его декодирования!

Новый формат RAW с открытым исходным кодом был разработан для того, чтобы преодолеть это препятствие. Он был разработан программистами Adobe и сейчас известен как DNG (Digital Negative). С помощью такой программы, как Lightroom, вы можете конвертировать ваши собственные RAW файлы в формат DNG с открытым исходным кодом. Это займет некоторое время, но такая работа дает гарантию, что ваши файлы будут читаться и в далеком в будущем!

Фотоаппарат Leica M9 снимает в формате DNG, и новинки в этой области появляются постоянно. Так что следите за производителями камер, чтобы использовать этот формат в будущем!

Выбираем RAW!

Надеюсь, эта статья изменит ваш взгляд на формат RAW и его преимущества. Предположение, что работа с RAW файлами занимает слишком много времени, (либо содержит слишком много этапов обработки), на самом деле не выдерживает критики.

Начав, вы очень скоро будете делать обработку легко и быстро. В результате вы получите совершенное качество снимков, на создание которых, возможно, потрачено столько времени и сил, что они уже стали большой ценностью для вас!

photar.ru

Adobe Camera Raw, или О том, как получить от фотографии всё

Adobe Camera Raw, или О том, как получить от фотографии всё

Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw, хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она соориентирована. В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее – ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers”, который написал Martin Evening. Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное – чрезвычайно удобное и полезное.

RAW - (c англ. – “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры. Статья по теме в Википедии.

Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее - записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW. Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG - это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW - это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. :) Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: "Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель - взять ее самим!"

Итак, приступим...

Открываем необходимый RAW (далее "рав") в Фотошопе и перед нами разворачивается такое окно:

  • Workflow Options - Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth), размер (Size) и разрешение (Resolution) нашего будущего файла. Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью.
  • Управление данными конвертации - В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp, который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings... В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting... Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее.
  • White Balance Tool - Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент - инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе (подробнее на эту тему в "Простых чудесах цветокоррекции")
. Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.

Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic:

  • White Balance - В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на "стандартность", они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные. Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto, не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого - Temperature и Tint. Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!

     

  • Exposure - Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии - пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.

     

  • Recovery - У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery. Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.

     

  • Fill light - Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!

     

  • Clarity - Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта "софт фокус". Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении - полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.

     

Vibrance - Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation. Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.

Теперь перейдем к следующей страничке - Tone Curve. Все, что касается контраста (и косвенно - цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный. Если работать со второй закладкой Point, то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе. А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves, закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.

В более ранних версиях ACR функция Point, к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric. В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения... а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так. :)

Двигаемся на следующую страничку - Detail. Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.

NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.

Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей - Luminance и Color. В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй - цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным - чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.

Sharpening - с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе - Unsharp Mask. Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.

Теперь переходим на HSL / Grayscale - наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере. Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale. Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL - интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation, Selective Color и Channel Mixer.

Hue - Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым - так я и подвинула соответствующие рычажки.

Saturation - По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.

Luminance - Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.

Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.

Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи - исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections.

Chromatic Aberration, или хроматические аберрации - некрасивые цветные контуры, пятна и полосы, появившиеся в результате того, что объектив не всегда корректно может свести все три составляющие света (красный, зеленый и голубой) в одной точке на плоскости, регистрирующей изображение. Как правило, хроматические аберрации появляются в местах с наибольшим контрастам (например, по контуру темного предмета на светлом фоне). Статья по теме в Википедии. Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration. Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.

Lens Vignetting, или виньетирование объектива, что означает затемнение изображения по краям кадра. Статья по теме в Википедии. Данный инструмент позволяет бороться с этими затемнениями или наоборот их создавать. Следует отметить, что проблема виньетирования в работе с современной оптикой встречается все реже и реже, поэтому инструментом этим чаще пользуются не для снижения, а увеличения показателя виньетирования. Этот художественный прием позволяет притемнить пустые или маловажные части кадра, привлечь больше внимания к центру, подчеркнуть главный объект и передать определенную атмосферу сюжета.

Ну что же, на этом с внесением изменений в параметры рава мы закончили...

Вот, что у меня получилось после того, как я проделала все выше перечисленные операции. Гораздо симпатичнее чем то, что состряпала камера в JPG, не правда ли? :)

Итак, все готово, остается лишь нажать на последнюю кнопку:

Open Image - если вы хотите открыть файл непосредственно в Фотошопе и еще как-то доработать его.Done - если вы хотите сохранить все параметры данной конвертации (в формате .xmp) для использования их в будущем . Каждый раз, как вы будете открывать данный уже отконвертированный рав, эти параметры автоматически будут к нему применяться. Так же эти параметры можно будет применить к любому другому раву, как было описано выше в части "Управление данными конвертации". При нажатии Open Image все параметры конвертирования также автоматически сохраняются в .xmp файл.

И в завершении хочу рассказать, что все выше перечисленное может быть применено как к одному файлу, так и к целому пакету. Для этого достаточно выделить нужное количество равов - и все они откроются в ACR одновременно в отдельном окошке слева.

После нажатия Select All (или выделения нескольких выборочных файлов из списка), а затем нажатия Synchronize откроется новое окно управления, в котором можно отметить, по каким именно параметрам вы бы хотели, чтобы конвертация применялась синхронно ко всем выделенным файлам. Затем через Open image(s) или Done можно все так же открыть отконвертированные равы в Фотошопе или сохранить параметры конвертации к каждому из них.

www.takefoto.ru

В чем преимущества формата RAW перед JPEG и как работать с этим форматом.

Начиная с 2009 года, все свои фотографии я снимаю в формате RAW. Все без исключения. И примерно сразу же мне начали задавать вопрос: «Зачем ты усложняешь себе жизнь? Не выпендривайся, ты же не фотохудожник! Снимай как все в JPEG — и будет тебе счастье!» Причем с того момента, как я создал свой сайт, частота задавания вопроса увеличилась в несколько раз. А если вопрос часто задают — значит ответ на него интересует многих. И не только моих коллег, но и не знакомых мне людей. Поэтому я решил написать отдельную статью, в которой подробно расскажу — почему я предпочитаю снимать в RAW.

Немного теории

Статей с подробным объяснением технической стороны различий между RAW и JPEG написано достаточно много, поэтому не стану вдаваться в детали. Ограничусь лишь несколькими основными тезисами. Любое цифровое изображение состоит из точек. И для каждой из этих точек существует ряд значений, необходимых для создания изображения: координаты точки, ее яркость и цвет. В фотоаппарате изображение создается на матрице, перед которой установлен цветовой фильтр. Матрица отвечает за фиксацию освещенности каждой отдельной точки, а фильтр отвечает за их «окраску» — он задает последовательность чередования точек красного, синего и зеленого цветов, а также их процентное соотношение. Причем параметры фильтра постоянны — количество и расположение точек неизменны для камер одной, а иногда и нескольких моделей каждой фирмы.

При съемке изображения RAW, на карту памяти записываются только координаты и освещенность для каждой точки. Данные о цвете не фиксируются — раз «цветовой шаблон» для всех снимков одинаков, его можно наложить при дальнейшей обработке на компьютере. (Именно поэтому снимки RAW занимают меньше места, чем снимки в формате BMP. Оба формата записывают информацию для каждой точки, только BMP фиксирует еще и значение цвета).

При съемке изображения JPEG, для точек записываются и освещенность, и цвет. Вот только перед записью изображение подвергается обработке на встроенном процессоре фотокамеры. Суть сжатия такова — если несколько расположенных рядом точек мало отличаются освещенностью («мало» по мнению камеры), то они записываются как одна большая точка с усредненным показателем освещенности. Место это экономит, зато качество снижается ощутимо.

Почему я выбрал RAW

Потому чт во время съемки я могу сосредоточиться на объекте съемки, а не на меню фотоаппарата. Мне достаточно выставить один раз число ISO, выбрать один из режимов (обычно я снимаю с приоритетом выдержки либо диафрагмы) — и все. Я могу забыть о балансе белого и прочих страшных словах — для RAW их можно настроить дома, в спокойной обстановке. А не когда я снимаю автомобили в движении, или танцующих на их фоне чирлидерш. Все внимание — на объект съемки и на кнопку спуска затвора, а не на кнопки смены настроек камеры. Да, снимки в RAW занимают много места, но это не такая уж большая жертва. Уж лучше таскать с собой лишнюю флешку, чем упускать интересный кадр, или снимать его испорченным из-за того, что не успел переключить пять-шесть настроек...

Как снимать в RAW

Точно так же, как и в JPEG. Устанавливаете режим, наводитесь на объект и нажимаете кнопку спуска затвора. Запомните — RAW не спасет ни смазанный, ни неправильно скомпонованный кадр. Он не исправит критически засвеченный или недодержанный снимок. Он всего лишь поможет вам «вытянуть» детали и убрать дефекты. Поможет — но не сделает все сам за вас.

Теперь о технической стороне вопроса. Переключение формата снимка производится в меню камеры. Просто выбираете там режим RAW — и все готово.

Я снимаю фотоаппаратом Canon EOS60D, он предлагает три режима RAW с различным разрешением. Такая фишка есть у многих зеркалок. Какой из трех РАВов выбрать в данном случае — исключительно дело вкуса.

И еще один момент — современные камеры предлагают функцию одновременной записи изображения в двух форматах: RAW и JPEG. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Особенности фотосъемки в формате RAW

Сейчас я хочу рассказать о том, с какими проблемами вы столкнетесь, перейдя на съемку в РАВе. Во-первых, вам понадобится вместительная карта памяти. Снимки RAW занимают раз в пять больше места, чем JPEG, так что забудьте о картах памяти 4 Мб и меньше. Я пользуюсь картами 16 Мб (одна в камере, другая в кармане), и иногда даже этого не хватает. Правда, иногда я снимаю в день больше полутора тысяч кадров, так что мой пример не показатель.

Во-вторых, при съемке нескольких кадров подряд камера не успевает записать их и выдает сообщение «BUSY», то есть «я занята». Приходится ждать несколько секунд, когда она «освободится», и только тогда продолжать съемку. Особенно это проявляется при съемке со вспышкой, когда камере нужно время и на запись, и на подзарядку «лампочки».

В-третьих … Казалось бы, уместно написать — повышенный разряд аккумулятора. А вот и нет. Я бы даже сказал, что при съемке в RAW заряда аккумулятора хватает на бОльшее количество снимков, чем при съемке в JPEG. А дело тут вот в чем. При съемке в RAW энергия расходуется только на запись изображения на карту памяти. Да, фотография большая по размеру, но ее нужно только записать. А вот при съемке в JPEG энергия тратится и на запись, и на сжатие снимка процессором камеры. А процессоры фотоаппаратов достаточно прожорливы… На личном примере убедился — на одном заряде аккумулятора в формате RAW можно снять на 70 — 100 фотографий больше, чем в формате JPEG.

Одновременная запись снимков в форматах RAW и JPEG.

Да, на большинстве камер есть такая функция. Честно скажу — я не знаю, для чего она нужна. Может для того, чтобы только что сделанный снимок JPEG можно было моментально передать на Айфон и выложить в какой-нибудь социальной сети, а с RAW повозиться после, доведя его до совершенства. По крайней мере, в таком режиме и карта памяти заполняется с реактивной скоростью, и аккумулятор долго не живет… Но если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно.

Просмотр фотографий в формате RAW.

Мы пришли домой и скачали съемку на компьютер. Возникает вопрос — как ее посмотреть? В обычных просмотрщиках формат RAW не открывается. Нужны специальные программы для просмотра фотографий RAW, а где их взять?Ну во-первых, с диска, который шел в комплекте с вашим фотоаппаратом. К моему Canon в комплекте шли две программы, одна для просмотра, другая для обработки. Не очень удобно, зато качественно.

Во-вторых, всем известный Фотошоп. Там и посмотреть, и обработать снимки можно. Вот только программа эта занимает уж очень много места, да и рассчитана она явно на серьезных профессионалов.

В-третьих, можно скачать очень хорошие программы из сети. Лично я давно уже пользуюсь программой ACDSee. С выходом версии ACDSee Pro 4, которая «научилась» работать с фотографиями RAW, я все свои снимки и смотрю, и обрабатываю только в этой программе. Оперативной памяти она занимает не в пример меньше, чем Фотошоп, да и интерфейс у нее намного понятней. В то же время, ACDSee Pro обладает набором всех основных инструментов для обработки фотографий. Ну а если чего-либо не хватит, есть Фотошоп. Хотя у меня таких случаев не было. Сейчас у меня установлена версия ACDSee Pro 5, поэтому все скриншоты ниже относятся именно к этой версии.

Как конвертировать RAW в JPEG. Пакетный обработчик.

Посмотрели мы съемку, все нам понравилось, и встает вопрос — как конвертировать RAW в JPEG? Особенно если снимков у нас — сотня, а то и больше. Нужно пакетное конвертирование, а где его взять? Можно использовать онлайн-конвертер, их существует достаточно много. А можно воспользоваться какой-нибудь программой. Я предлагаю ту самую ACDSee Pro 5, благо она позволяет не только перевести формат RAW в JPEG, но и сделать при этом пакетную коррекцию снимков.

При простом преобразовании RAW в JPEG выделяем все снимки, которые мы хотим конвертировать, выбираем в верхней строке программы кнопку «Изменить» и в выпавшем окне нажимаем «Преобразовать формат».

В появившемся списке выбираем «JPEG» (ну или любой другой, который нам нужен) и жмем на «Далее».

Теперь нужно выбрать, куда сохранять преобразованные снимки (в исходную папку, или в любую другую на компьютере) и снова нажать «Далее».

Теперь появляется окно определения многостраничности, нам это не нужно. Кликаем на «Стандартно» и далее на «Начать преобразование».

Все, открывается окно конвертирования, после выполнения которого кнопка снизу «Готово» окрасится голубым цветом.

На нее нужно будет нажать, окно закроется, и мы попадем в папку, в которую сохранены конвертированные снимки. Удобно и достаточно быстро, хотя программа предоставляет гораздо больше возможностей.

Лично я пользуюсь одновременной конвертацией формата с изменением резкости и подавлением шумов. Для такой обработки в списке, открывающемся при нажатии «Изменить», надо кликнуть по строке «Пакетное редактирование».

Появится вот такое окно, со списком действий, которые можно совершить со всеми выделенными снимками. Ставим флажок напротив «Удаление шума», кликаем по названию команды — и выбираем от какого типа шума мы хотим избавиться (я обычно ставлю флажок напротив «Гибрид».

Теперь ставим флажок и кликаем на «Резкость». Снова нам предлагают выбрать несколько значений. Я обычно выбираю максимальное «300» в верхней строке, остальное не трогаю.

Все, теперь нажимаем внизу кнопку «Далее» и переходим в окно настроек вывода. В верхней части выбираем папку, куда будем сохранять обработанные снимки, в средней можно задать файлам новые имена (я это телаю после, при окончательной обработке), а слева внизу нужно из выпадающего списка выбрать нужный формат файла. Выбираем JPEG — и жмем «Далее».

Открывается окно конвертирования, и когда кнопка «Далее» окрасится голубым цветом — нажимаем.

Переднами появляется отчет о ходе конвертации. Теперь нажимаем «Готово» — и оказываемся в папке с обработанными фотографиями.

Теперь внимательно смотрим каждый получившийся снимок. Если нас он устраивает, переходим к следующему. Если нет — можно попробовать исправить его, нажав на кнопку «Редактор» в правой части строки режимов программы. Ну а если снимок надо «вытягивать» вручную из исходника, возвращаемся в папку со скачанными снимками RAW и начинаем индивидуальную корректировку.

Обработка изображений RAW в программе ACDSee.

Для индивидуальной обработки изображений, выделяем нужный снимок, а затем нажимаем «Редактор» в правой части строки меню.

Справа у нас появляется обрабатываемый снимок, под ним лента обрабатываемых изображений (если мы выбрали несколько снимков), а слева — колонка доступных действий. Здесь есть все, от изменения баланса белого до наложения текста и спецэффектов. Название команд и принцип их исполнения практически не отличаются от Фотошопа, поэтому останавливаться на них подробно я не стану. По окончании коррекции снимка, нажмите «Далее» — программа сохранит обработанное изображение в формате JPEG в исходной папке и перейдет к следующему.

Так в чем же разница между RAW и JPEG?

Попробую представить достоинства и недостатки этих форматов в виде таблицы.

RAW

JPEG

  • Огромные возможности для коррекции изображения на компьютере
  • Во время съемки не надо задумываться о многих настройках, в частности, о балансе белого
  • Даже безнадежный на первый взгляд снимок в большинстве случаев можно исправить
  • Возможности коррекции на компьютере  крайне ограничены
  • Ошибка выбора настроек съемки приводит к невосполнимым потерям качества
  • Испорченный снимок практически нельзя исправить
  • Фотографии занимают много места — втрое больше JPEG
  • При серийной съемке камера может «зависнуть» на несколько секунд
  • Необходима обработка фотографий после съемки
  • На карту памяти умещается больше снимков
  • Вероятность «зависания» камеры значительно ниже
  • Сразу после съемки фотографию можно разместить в Интернете и посмотреть на мобильнике

В любом случае, однозначного ответа на вопрос, в RAW или в JPEG лучше снимать, не существует. Окончательное решение всегда остается за фотографом.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? В любом случае, мне будет интересно узнать ваше мнение. Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

А здесь можно посмотреть другие статьи раздела «Советы фотографа».

Текст: Леонид Кузнецов

Фото: Леонид Кузнецов, Николай Кушниренко

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

avtoinetolko.ru


Смотрите также