Фрейминг в фотографии


Фрейминг в фотографии - 30 Дней Фотоприключений

"Framing" в переводе с английского означает: обрамление, установка в раму. А "frame"  означает собственно раму.В фотографии эти понятия имеют свой особый смысл.

Нет, никто не оспаривает, что наличие различных рамок в фоторедакторах и багетов в реальной жизни не относятся к фреймингу. Относятся. К фреймингу много чего относится, например, поведенческие рамки. Но нам это не интересно.

Мы сегодня будем рассматривать вариант фотографического  фрейминга и соответственно разбираться  в фотографических фреймах. Цель этих фреймов состоит в том, чтобы выделить именно ту часть на изображении, к которой вы хотите привлечь внимание зрителя,  сделать на ней акцент с помощью доступных вам средств.

Одним из таких средств является виньетирование, которое считается вариантом управляемого фрейминга. Но мы сегодня не будем рассматривать и такой фрейм, а перейдем сразу к фреймам естественного порядка.

Будем рассматривать различные варианты применения естественных фреймов на примерах работ, которые были в разное время выполнены участниками забегов в нашем сообществе.

Отлично работает прием, когда стараются привлечь внимания к основному объекту за счет выделения на изображении переднего плана с второстепенными объектами на нем. Такой прием позволяет усилить ощущение глубины и объемности кадра.

  Автор trebuxa

Автор irina_podat

Автор simply_snezh

Хорошим обрамлением для основного сюжета или героя может стать обыкновенный дверной проём или арка, ветки дерева, забор, калитка, поленница дров и многое еще. Здесь уж все зависит от вашей фантазии. А с фантазией, как можно судить по следующим кадрам, у забегайцев все в порядке.

Автор abentson

Автор trebuxa

Автор trebuxa

Автор g_rowan

Автор luotai

Автор julettta

Автор litvinovas

Автор g_rowan

Автор trebuxa

Еще один также очень распространенный вариант фрейминга - это фрейминг при помощи кадрирования.Обрезаем все лишнее с тем, чтобы ярче выделить героя на первом плане.При этом не страшно, если даже будем резать "по живому".Смело кадрируйте, этим вы создаете эффектную рамку для своего изображения.

Автор ilsiyarz

Еще один вариант.  Можно основной объект расположить на переднем плане, а рамкой сделать пространсвовторого плана -  такой окружающий наш объект получится фрейм .

Автор ksirle

Автор sardorrr

С юмором у наших забегайцев тоже все обстоит отлично:

Автор trebuxa

Автор angela_odessa

При желании можно воспользоваться одним очень интересным уроком из коллекции сообществаи получить вот такой прекрасный фрейм.

Автор abentson

Или совсем другим уроком из коллекции уроков в сообществе и сотворить арт-фрейминг в романтическом ключе.

Автор angela_odessa

А уж без котиков то никак!И без собачек тоже!Вот они красавцы, расположились в своих фреймах)))

Автор jonny19

Автор 55nika

Автор berry_555

А уж самое главное применение фрейминга у нас в сообществе - это поиск различных фреймов для съемок ежемесячных автопортретов и портретов к темам дня. И в этом случае фантазия работает на славу!

Автор luotai

Автор sardorrr

Автор klimentinn

Автор lugurman

Множество вариантов  можно еще придумать . Например, с отражениями.Но оставим это для выполнения задания.Надеюсь, что будет увлекательно.Удачи всем в поисках интересных фреймов!

Автор abentson

Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook.

30-day-photo.livejournal.com

12 композиционных приемов в фотографии (с примерами)

Я бы не все эти приемы назвала композиционными, но раз так нас учили в Академии фотографии, то пусть такими и называются. Как сказали, три-четыре композиционных приема в фотографии делают ее добротной. Шесть-семь - шедевром. :)

1. ГАРМОНИЧНОЕ СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТ-ФОН (фокус на нужном объекте, единая тональность).

Владимир Мельник.

Бегом из осени. (c) arcobaleno-ru.livejournal.com

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЕСПОРЯДОК в обыденной ситуации (или новый, иной взгляд на вещи, вскрытие изюминки)© ICRC / M. Yerow

3. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ (кадр делится на 9 равных частей, сюжетно важные объекты "размещаются" по пересечениям линий, обеспечивая гармоничное деление кадра)

Marco Kokic.

Владимир Мельник.

(c) arcobaleno-ru.livejournal.com

4. РАСФОКУС (творческое использование глубины резкости - когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные размыты.)

Marco Kokic.

© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik

5. ПРОВОДКА (движущийся объект остается резким, а фон несфокусирован)

Владимир Кудрявцев.

6. СИЛУЭТ (четкий силуэтный рисунок основного объекта съемки, цветом или светом отделяющий от фона)

Фан Хо.

Владимир Мельник.

7. ОТРАЖЕНИЯ И ТЕНИ (такие же важные части сюжета и композиции, как объекты и фон)

© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik

Владимир Мельник.

8. ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА (может быть линейной и тональной)

Линейная:

Грозный. (c) ICRC

Тональная:

Владимир Мельник

9. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ (пиковый момент развития ситуации - перевод статьи Картье-Брессона)

Владимир Мельник.

10. ФРЕЙМИНГ – работа с границами кадра:

- отрезка кадром сюжета, объекта съемки,Владимир Мельник.

- вокруг сюжетного объекта создается рамка за счет других элементов кадра

(c) arcobaleno-ru.livejournal.com

Marco Kokic.

- фрейминг переднего плана – использование объектов на переднем плане, чтоб подчеркнуть план и создать глубину пространства, резка объекта по несуществующим границам

Владимир Мельник.

11. РАКУРСНАЯ СЪЕМКА (необычность направления взгляда при съемке)

Иран. Владимир Мельник.

Александр Родченко

12. РИТМ (порядок графики и порядок смысла могут гармонировать, а могут конкурировать: отдельные объекты могут выбиваться из общего ритма).

Фотоотчет Альберто Каиро: 30 лет в Афганистане.

(c) ICRC

.Владимир Мельник.

arcobaleno-ru.livejournal.com

Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 2

Это продолжение статьи, первые шесть способов вы можете найти здесь. Напомним, что наш материал не претендует на звание всеобъемлющего труда по фотокомпозиции. Мы просто даём ряд практических советов, которые могут вдохновить на новые фотоэксперименты.

7. Акценты

Чтобы зритель понял суть вашего кадра, нужно правильно расставить акценты. Что поможет подчеркнуть главное? Резкость, яркость, цвет, размер, форма, размещение в кадре… Вариантов много, и их не имеет смысла запоминать — для грамотной расстановки акцентов вам потребуется лишь опыт в построении композиции. Конечно, сначала нужно определиться с сюжетом кадра, главными героями и деталями.

Закатное солнце пробивается между горными вершинами. Благодаря дымке мы чётко видим лучи. Один из них, как театральный прожектор, освещает борт корабля. Согласитесь, без корабля этот кадр был бы скучнее. Главный объект выделен цветом и яркостью. Кроме того, на него «указывают» направляющие линии лучей. Во время съёмки я не думал обо всём этом, а просто снимал так, как мне подсказывал опыт.

Работе с акцентами стоит поучиться у Эллиотта Эрвитта, на Prophotos есть статья на эту тему.

8. Фрейминг

Этот пункт хочется проиллюстрировать снимками известного стрит-фотографа Александра Петросяна — «Питер внутри» и «Окно в Петербург». Кстати, автор делится историей их создания в статьях, опубликованных в нашем журнале.

«Питер внутри» © Александр Петросян

«Окно в Петербург» © Александр Петросян

По сути, фрейминг — это создание многоплановой композиции. Просто в этом случае передний план «обрамляет» остальной сюжет. Что может стать передним планом? Окно, изогнутые ветви, просвет в зелени деревьев и прочее. С помощью фрейминга вы как бы углубляете сюжет снимка, показываете сюжет с необычной стороны. Так, на фотографиях Александра Петросяна оригинально преподнесены известные туристические места Санкт-Петербурга. Оказывается, Питер это не только золото куполов и величие Петропавловской крепости, но и, так сказать, проза жизни. Фреймингом можно эффектно дополнить ваш сюжет. Здесь я использовал «обрамление» из листвы, которая создала необычный узор вокруг главного объекта.

9. Тени и силуэты

Порой тень и силуэт предмета выглядят выразительнее его самого. Эту простую истину знают и используют не только фотографы, но и дизайнеры, художники, режиссёры. Вспомнить хотя бы театр теней. Чтобы силуэты получились выразительными, они должны быть узнаваемыми, читаемыми. Простой пример: если сфотографировать сидящего на корточках человека, его силуэт, скорее всего, будет напоминать картофелину. А вот если снимать стоящего человека, будут видны его руки и ноги — зритель сразу поймёт, что в кадре человек.

Силуэт человека плохо читается, да и фон оказался не слишком светлым для создания силуэтного кадра.

На этом фото силуэт человека узнаваем.

Конечно же, для создания такого снимка нужно найти слабо освещённый предмет на ярком фоне. Такое, к счастью, в природе встречается часто.

Как сделать такой кадр в домашних условиях?

Тени тоже могут стать главными героями вашего снимка. Обратите внимание, как они ложатся на окружающие предметы, меняют свою длину и очертания в зависимости от времени суток. Пожалуй, тени — то немногое, что можно качественно снять в яркий солнечный день, когда кругом очень жёсткое освещение.

10. Ритм

Как мы любим ритмичную музыку, так мы любим и «ритмичные» кадры.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Чаще ритм образуется из повторяющихся предметов, идущих в кадре по горизонтали, и воспринимается слева направо — в том же направлении, в каком мы читаем текст. Ритм могут создавать столбы, ступени, деревья, волны, элементы архитектуры (колонны, допустим) и даже цветовые пятна. Задача фотографа — найти «ритмичную» картину и показать её на фото.

Как и многие другие приёмы, ритм может выступать как объект и главная идея снимка, а может лишь подчёркивать сюжет.

Порой эффектно смотрится нарушение ритма. Просто поместите в повторяющийся ритмический рисунок «лишний» предмет. Это создаст акцент на «объекте-нарушителе».

Кстати, фотографий с ритмом в этой статье довольно много (попробуйте отыскать все!), ведь его запросто можно использовать и в сочетании с другими художественными приёмами. О ритме интересно рассуждать, но ещё интереснее искать его в окружающем мире.

11. Динамика

Передать ощущение движения на неподвижном снимке — непростая задача, которую можно решить множеством способов. Например, нарушив равновесие в композиции.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Передача движения на фото — тема если не целой книги, то уж точно нескольких статей. В рамках этого материала мы опишем лишь самое основное.

Стоит познакомить читателя с двумя понятиями: статичная и динамичная композиция.

Статичная композиция устойчива, «твёрдо стоит на ногах» и никуда не движется. Она чаще всего встречается в пейзаже. Пример такого сюжета: домик, озеро и гора на фоне.

Динамичная композиция неустойчива, находится в движении. Можно провести аналогию с рассыпающимися детскими кубиками.

Попробуйте поэкспериментировать с неустойчивыми, динамичными композициями. Порой даже изначально статичные сюжеты можно выгодно наполнить движением.

Nikon D600 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Однако иногда неустойчивая композиция вредит снимку. Важно помнить о том, что сюжеты бывают и динамичными, и статичными. Например, пасторальный пейзаж, скорее всего, будет статичным, ему больше подойдёт устойчивая, сбалансированная компоновка.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor Часто по сюжету кадра требуется показать не движение, а баланс равновесие, спокойствие.

Простой пример «неуместной динамики» — заваленный горизонт на пейзажном снимке. А фотография с бегуном может потребовать динамичной композиции.

Вот несколько советов по созданию динамичных снимков:

  • Наклон линии горизонта допустим при создании эффекта движения на фото. Если вы наклоните горизонт в сторону движения вашего героя, вы визуально его ускорите.
  • Линии, указывающие на направление движения, подчеркнут его. Линии, направленные перпендикулярно ему, — «затормозят».
  • Оставляйте больше пространства в сторону движения вашего героя.
  • Движение в кадре должно быть направлено слева направо. Мы читаем в этом направлении, а значит, в том же направлении нам проще воспринимать движение.
  • Фотографируя людей и животных, ловите ключевую фазу движения. Для этого используйте серийную съёмку. Чем выше её скорость, тем больше шансы поймать нужный момент. Поэтому в камерах, заточенных под репортаж, серийная съёмка обычно весьма быстрая. Так, в новой модели Nikon D500 съёмка проводится со скоростью 10 кадров в секунду, а в полнокадровом Nikon D750 — 6,5 кадров в секунду.

В этой фазе движения видно, что человек бежит.

А здесь это не так понятно.

Как работают с движением мастера фотографии? Прежде всего, они доверяют не правилам, а собственному композиционному опыту.

Если при съёмке движения, у вас получаются смазанные или тёмные кадры, то стоит «подкачать» свои технические навыки съёмки. Можно начать с этой статьи, в ней описаны типичные ошибки новичков и методы их устранения.

12. Глубина резкости

На десерт я оставил один из важнейших художественных инструментов фотографии, о котором часто забывают. А ведь именно работа с глубиной резкости часто определяет, будет снимок интересным или нет. Глубина резкости помогает фотографу правильно расставить акценты.

Если бы не работа с глубиной резкости, эта веточка потерялась бы на фоне. Размытый фон (боке) — это прямое следствие малой глубины резкости. Не каждый объектив может обеспечить сильно размытый фон и красивое боке. В этом чемпионами являются светосильные объективы. Например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8.

Считается, что в портрете фон надо размывать, а в пейзаже всё должно быть резким. Это очень упрощённое представление. Во многих жанрах фотографии действительно важно отделить главное от фона. Выделить можно резкостью, фон при этом размывается, но не забывайте, что он тоже является частью сюжета. Порой на нём находятся ценные детали, которые дополняют сюжет. Иногда достаточно немного зажать диафрагму, чтобы детали на фоне стали узнаваемыми.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G Старинный дом на фоне вполне читается, хоть и не совсем резок. Он отлично дополнил сюжет снимка.

При съёмке пейзажа принято брать в фокус всё, и это тоже работа с глубиной резкости. Пейзажисты знают, что «сделать всё резким» тоже не очень просто.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вместо заключения

Этот список композиционных приёмов далеко не исчерпывающий. «За кадром» осталось много интересного. В следующих статьях мы не раз вернёмся к этой теме. Основная цель этой статьи — мотивировать читателя на съёмку.

Помните, что фотография — это творчество, ею занимаются не теоретики, а практики! Поэтому в очередной раз призываю побольше снимать и быть главным критиком своих фотографий. Только так вы сможете расти и развиваться как фотограф.

Опубликовано: 22.07.2016

prophotos.ru

20 приёмов фотографии, изучив которые вы будете фотографировать как профи

Фактрум публикует практическое руководство по фотографии, написанное ирландским фотографом Барри О’Керролом и проиллюстрированное его живописными работами.

Правило третей

Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.

Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

Симметрия

Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.

Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь — в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

Расфокус и глубина резкости

Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.

Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

Рамка

Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.

На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.

Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.

Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.

Линии

Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы «ведете» взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

Диагонали и треугольники

Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Паттерны и текстура

Что такое паттерн? Если говорить о фотографии — это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов — особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

Правило нечётных объектов

Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов.

По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

Заполнение кадра

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.

На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

Больше воздуха или Оставляйте свободное пространство в кадре

Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.

Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.

Простота и минимализм

Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.

Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.

«Изолируем» объект съёмки

Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.

На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию.Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка — на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Измените точку съёмки

Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.

Ищите сочетание цветов

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

Направление и пространство

На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.

Слева направо

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

Баланс

Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.

Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в. Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.

Противопоставление

Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок — картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина — воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.

Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.

Треугольники

Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся, что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru

Урок пятый - Композиция в фотографии

Композиция

Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Допустим, вы уже выбрали правильную камеру, определились с тем, что хотите снимать, выбрали нужный свет, настроили аппаратуру, теперь пора определиться с композицией. Хотя, в отношении композиции забудьте слово «правила» - настоящее искусство свободно от правил, и все же эти знания могут сделать ваши фотографии лучше.

Равновесие и пропорции

Избегайте размещения основных объектов строго в центре кадра. Композиция будет выглядеть живее, если объект чуть сдвинуть к краю.

Фотограф должен решить,  что включить и кадр, а что оставить за  кадром. Кроме того, искусство композиции предполагает умение эффектно рас­положить в кадре основные объекты.

Неопытный фотограф сочтет само со­бой разумеющимся поместить основной объект в самый центр кадра. Но такой сни­мок будет выглядеть чересчур сбалансиро­ванным, что уместно лишь в том случае, если надо подчеркнуть естественную соразмер­ность или симметричность этого объекта.

Куда более удачным представляется иной вариант, когда вы смещаете фокус кадра существенно в сторону от центра. Тем самым создастся более динамичное равно­весие, и такой снимок оказывается куда привлекательнее для зрителя.

Уделяйте внимание расположению го­ризонтальных и вертикальных линий в кад­ре, даже если они и не являются основным элементом композиции Линию горизонта, к примеру, следует размещать таким обра­зом, чтобы она пересекала пейзаж на высо­те одной трети от общей высоты кадра.

Иногда у нас может возникнуть желание уделить в кадре больше внимания далеко­му небу, чем предметам на переднем пла­не. Для этого линия горизонта должна пе­ресекать изображение на высоте одной трети от общей высоты кадра. В более сложных композициях у вас в кадре могут оказаться два или более объектов, к кото­рым будет привлечено внимание зрителя. В таких случаях не размешайте их друг возле друга по горизонтали. Наоборот, создайте некую аранжировку или встаньте на возвышение - так, чтобы при съемке между основными предметами возникли воображаемые диагональные линии, По­том по этим диагоналям будет скользить взгляд зрителя, смещающийся от одного предмета к другому. Благодаря этому эф­фекту возникнет иллюзия трехмерного изображения.

Правило «третей»

Условно разделим снимок на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Вы получите четыре точки пересечения линий. В этих местах располагаются, как говорили греки «силовые точки» или, по-нашему, фокус. Две лучшие силовые точки – верхняя и нижняя правые, так как глаз «входит» в картину с нижнего левого угла, потом передвигается к центру, затем достигает правых силовых точек – доказано психологами всех времен и народов. Поэтому компонуйте кадр так, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль этих четырех пересекающихся линий, если же предмет находится в точках фокуса – взгляд точно будет прикован к снимку.

Если же фокальную точку вы поместите в самый центр видоискателя, то тем самым вы начисто лишите композицию движения. Старайтесь избегать такого центрирования, по крайней мере, оно должно быть идеологически оправданно.

Это правило будет правильно применить, если в кадре есть рамка – например, дыра в стене. Расположите «проем» рамки на расстоянии 1/3 от левого или правого края снимка – и вы привлечете взгляд зрителя к удаленному пейзажу.

Кадрирование

Не все, что мы фотографируем, выглядит на снимке выразительно. Либо в кадре что-то лишнее, либо, наоборот, важное оказывается «за кадром». Здесь поможет кадрирование. Его можно проводить двумя путями. Первый: сделать фотографию большого формата, а потом обрезать ее. Второй: кадрировать фотографию на стадии печати, увеличивая до нужного формата наиболее значимые участки изображения (этот способ называется выкадровкой). Стоит также помнить, что если размер снимка меньше 18х24 см, глаз охватывает его полностью, снимок выглядит резче и отчетливее, но глубины и рельефности снимку не будет хватать, поскольку глаз по изображению не бегает, кроме того, меняются и другие законы восприятия изображения. Например, поперечные полосы на снимке большого формата делают человека, одетого в такую одежду толще, а на фотографиях маленького размера – наоборот.

Горизонтальные и вертикальные линии

Самая распространенная ошибка для пейзажных снимков - наклон горизонта, ведь мы всегда ощущаем, где находится его линия, даже если он не виден на снимке. Чтобы придать фотографии реалистичность, используйте вертикальные и горизонтальные линии. Чтобы определить, где на снимке будет горизонт, можно опять же воспользоваться сеткой из «правила третей». Если горизонт расположен в центре видоискателя – как правило, такие фотографии смотрятся статично или безжизненно. Подняв горизонт вверх на снимке, вы выделите передний план или ландшафт, опустив его ниже – подчеркнете небо. Можно уйти в крайность, поместив линию горизонта слишком низко или слишком высоко, но наиболее гармонично она будет смотреться, если совпадет с линиями сетки.

Используем диагонали

Композиции по диагонали – самый динамичный прием в фотографии. Диагональ наклонна к границам снимка, а мы знаем, что такое положение ведет к неустойчивости – отсюда и ощущения расстояния и перспективы. Объект, «уходя вглубь кадра», кажется меньше и по высоте, и по ширине, и по длине, меняет свое положение относительно других предметов. В результате мы получаем впечатление, сходное с тем, что возникает у нас при перемещении реальных объектов в жизни. Если композиция основана на диагонали, восходящей снизу к правому верхнему углу кадра, то это направление, как правило, придает движению жизнеутверждающую окраску, вызывая ощущение силы, стойкости, и наоборот, спускающаяся с верхнего левого угла в нижний правый – дает нам намек на печаль, грусть или тревогу.

Точка съемки (ракурс)

Большинство людей держат камеру на уровне их глаз, но это обычный способ съемки. Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки.При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съема способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс. Умело использованный ракурс не искажает объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаз ненаблюдательного человека.

Фон

Даже если вы увидели что-то, что заставляет вас подумать: «О, это стоит снять!», вы должны понимать, что почти всегда на снимке будет что-то кроме заинтересовавшего вас объекта. Все, что вы не заметите сами, заметит ваш фотоаппарат. Всегда стоит помнить, что задачей фона является искусная поддержка и привлечение внимания к переднему плану. Нужно стараться избавляться от элементов заднего плана, которые по зрительному ощущению конкурируют с основным объектом. Многочисленные элементы второго плана испортят впечатление даже от хорошо задуманного снимка. Проверьте, чтобы ничто на заднем плане не отвлекало взгляд (как, например, комнатные цветы, волшебным образом растущие прямо из голов людей на некоторых снимках). Проявите активность - если объект съёмки находится не в лучшем положении, переместите его или переместитесь сами.

Простота

В фотографии искусство композиции зависит не от того, что помес­тили в кадр, а скорее от того, что оставили за кадром. Поэтому, чтобы избежать обилия отвлекающих деталей в кадре, важно добиться максимального упрощения композиции.

Существует мнение, будто навыки композиции в фотографии ничем не отличаются от аналогичных навыков в других видах изобразительных искусств. Хотя многие приемы, используемые фотографами, несомненно, были заим­ствованы из живописи, существует фунда­ментальное различие между этими видами искусства. Художник изначально стоит перед пустым холстом, наполняя его обра­зами до тех пор, пока не сочтет картину завершенной. Фотографу же большей частью приходится делать прямо противо­положное.

Фотоаппарат не может выбирать пред­меты, которые будут запечатлены на пленке. Как только вы нажимаете кнопку спуска, все видимые детали окружающего становятся частью фотокадра. Поэтому, прежде чем навести объектив, фотографу нужно решить, что исключить из будуще­го кадра, а что оставить в кадре. У фотографа перед глазами как бы находится рамка, которую он накладывает на види­мый объект.

Самое важное тут - правильно эту рам­ку наложить, ведь ее малейшее смещение приведет к нежелательному результату. Для точного наложения рамки надо либо фотографу обойти вокруг объекта, либо поднять или, наоборот, опустить фотока­меру, либо подойти к объекту поближе или отойти подальше, либо же наконец ис­пользовать объектив другого типа.

В отличие от живописи, в фотографии пропорции и размеры кадра не могут варьироваться до бесконечности, хотя некото­рые фотоаппараты позволяют вести съем­ку в разных форматах. Вам надо научиться максимально эффективно использовать видимое пространство.

Поскольку объектив неразборчив в вы­боре объекта съемки, запомните одно из важнейших правил искусства компози­ции: надо стремиться к максимальной простоте изображения. Удачный кадр об­ладает внутренней гармонией, привлекаю­щей взгляд, если не будете без paзбору «та­щить» в кадр что попало, гармония превра­тится в какофонию.

В студии вы полностью контролируете процесс фотосъемки. Снимая натюрморт, вы можете свободно добавлять и убирать предметы, менять реквизит и фон. Самое главное тут – не  перегружать композицию лишними деталями. В других жанрах фо­тографии степень творческой свободы ку­да меньше:

Вы же не можете передвинуть гору, чтобы получить идеальный кадр?! В пейзаж­ной съемке избежать отвлекающих и не­нужных деталей куда труднее, чем и натюр­морте. Однако меняя точку обзора – меняя положение камеры или используя иной объектив, - все же можно сделать незамусоренные снимки,

Умение скомпоновать кадр сродни уме­нию написать изящную фразу – Фраза мо­жет быть короткой и простой или длинной и сложной. Цель же состоит в том, чтобы избежать нагромождения лишних слов: чем короче и проще фраза, тем легче се на­писать.

Контраст

Объект выглядит выразительнее, если он контрастнее, четче и насыщеннее по цвету, чем фон или другие элементы изображения. Если объект светлый, то его лучше снимать на темном фоне и наоборот. Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий и резкий элемент. Это дополнение к правилам «Фон» и «Простота».

Ритм и структура

Так уж устроен человеческий глаз, что в любом изображении он пытается найти структуру, даже если ее там заведомо нет. Вспомните, как вы в детстве смотрели в небо и видели в облаках разных смешных зверей, замки, корабли, далекие берега, окрашенные закатом… Глаз ищет скрытую структуру всюду и всегда, в том числе, конечно, и на фотографии.

Причем на фотографии даже в большей степени, чем просто в окружающем мире, ведь здесь уже есть четко заданная базовая структура – границы кадра. И, если внутри этих границ изображение хаотично, то фотография практически никогда не будет красивой. Поэтому ритм – один из самых важных элементов композиции в фотографии.

Но не стоит воспринимать ритм только как чередование темных и светлых пятен – это всего лишь один из вариантов. На самом деле, любой достаточно сильный контраст может стать основой, на которой вырастет красивый ритм: это может быть, например, контраст цвета или контраст фактур поверхности (гладкое - шероховатое).

Талантливость фотографа проявляется в нахождении более тонких ритмов, основанных на контрастах не только графических, но и смысловых: легкое – тяжелое, мягкое – твердое. Как и музыкальный, фотографический ритм может быть простым и равномерным, как удары метронома, или сложным и пластичным – как соло хорошего ударника. Чем выше мастерство фотографа, тем более сложными ритмами он может свободно оперировать, да и простые ритмы в его работах становятся глубже и выразительней.

Мир ритмов ограничен только вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взгляд на окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры.

Силуэт

Представьте себе, что вы стоите в час пик на людной улице и пытаетесь поговорить по телефону, а вокруг вас идут люди… и все они разговаривают. Понятное дело, услышать в таком гаме что-либо невозможно. Нечто подобное происходит с фотографией, когда силуэт главного героя недостаточно четкий, «прочитать» и воспринять изображение практически невозможно, и, каким бы ни был интересным сюжет, фотография «не сложится».

Что же такое «четкий» силуэт? В данном случае мы говорим не столько о резкости, сколько о чистоте линий, красоте и логичности контура. Как и в случае с контрастом, если контур ключевой сюжетной фигуры «разбит» случайным элементом, фотография «теряет баллы» и с точки зрения передачи сюжета и смысла, и с точки зрения привлекательности.

Вот, что это означает на практике:

- Поймите, насколько важен в вашей композиции силуэт. Если контраст на фотографии достаточно высок, то силуэт становится очень важным элементом композиции.

- Отвлекитесь от сюжета и пройдите взглядом вдоль всего силуэта вашего ключевого объекта – нет ли где-то случайных элементов, разрушающих графическую и смысловую цельность сюжета. Например, не торчат ли «из ушей» портретируемого веточки, не «отрезали» ли вы ему линией горизонта голову (очень часто бывает при съемке на море), не «растет» ли из головы столб с фонарем и т.п.

- Обегите взглядом по периметру весь кадр – нет ли случайных, ненужных для сюжета объектов, которые торчат из края или из углов кадра. Это тоже очень важный момент, поскольку такие «обрезанные» объекты привлекают внимание к себе. Если они есть, смените точку съемки и постарайтесь от них избавиться.

Резкость

Выше уже говорилось о том, что первым делом взгляд «цепляется» не на сюжет, а за самый сильный контраст на снимке. Но ведь контраст на снимке проявляется не только на макроуровне: темная стена/светлое окно или темные глаза/светлая кожа. На микроуровне контраст ничуть не менее важен и, возможно, даже более заметен – ведь резкость как раз и есть микроконтраст.

Так же как и с макроконтрастом, ситуация с резкостью вполне однозначная – если ключевой сюжет и точка максимальной резкости не совпадают, если резкость ушла из сюжета, сделать удачную фотографию будет сложно. Но именно здесь и заложены огромные потенциальные возможности резкости как композиционного приема.

Увеличивая или уменьшая глубину резкости, мы фактически включаем в сюжет или убираем из него те или иные элементы пространства. И еще неизвестно, какой из композиционных приемов сильнее – кадрирование или точная работа с резкостью.

Вот, к примеру, принято считать, что портрет необходимо снимать с минимальной глубиной резкости. Действительно, размытый задний план, который получается при открытой диафрагме, создает отличный фон для психологического портрета. Однако если фотограф хочет передать настроение человека не только мимикой лица, позой, но и, например, окружением (фактурная стена, красивая ткань, богатый красками осенний лес), то глубина резкости должна быть увеличена. Просто прикрыв диафрагму, мы получим принципиально иной по настроению, и, главное, по содержанию снимок. Если в первом случае мы снимали портрет человека «в себе», используя окружение главного героя просто как подходящий фон, то во втором случае мы смещаем акцент на взаимоотношения человека и окружающего его пространства.

При грамотном построении композиции выбор зоны резкости – области пространства, которая будет передана с максимальной детализацией и максимальным уровнем микроконтраста – одна из важнейших задач, которые решает фотограф. Именно по этой причине большинство профессионалов работают в режиме приоритета диафрагмы или ручном режиме – ведь именно в них степень контроля над резкостью максимальна.

Пространство

Фотография это изображение определенного участка пространства на плоскости. Утверждение, в общем-то, банальное, но тем более странно, что многие любители не учитывают этой особенности при съемке. В результате – «плоские» картинки, в которых нет воздуха, в которых задний план прилипает к переднему, а казавшиеся такими далекими и величественными горы оказываются такими нелепыми холмиками. В чем же дело?

Проблема в том, что в жизни мы все видим двумя глазами и расстояние до объектов подсознательно оцениваем с помощью триангуляции. Когда же смотрим на фотоснимок, этого процесса не происходит, ведь лист бумаги плоский. Поэтому когда мы хотим получить ощущение пространства, необходимо использовать вполне определенные специальные приемы построения изображения.

Первый прием – это перспектива. Если в кадре отчетливо видна геометрическая перспектива (сходящиеся к горизонту рельсы или дорога, ряд уменьшающихся вдаль фонарных столбов или деревьев), то для глаза зрителя это будет хорошей подсказкой и поводом «искать глубину».

Так же работает и «воздушная перспектива»: если задний план светлее переднего, если его оттенки более холодные (голубые, синеватые), если контрасты на нем ниже – в фотографии обязательно появится глубина. Если же задний план темный, оттенки цвета на нем теплые (красноватые, оранжевые), а контрасты – высокие, добиться большой глубины изображения вряд ли получится.

Второй прием, с помощью которого можно передать пространство в изображении – это масштаб. Если на пейзажном снимке изображены, например, горы, или гладь океана, а сравнивать их не с чем, глаз зрителя всегда «уменьшит» их, приведет к удобным, «комфортным» для внутреннего спокойствия зрителя размерам. Но стоит дать точку отсчета – поместить в кадр маленькую человеческую фигурку, крохотный треугольник паруса – и пространство сразу «зазвучит» и наполнится внутренней силой.

Фрейминг (создание рамки)

Идея фрейминга такова – выделить главный объект съемки, создав для него «рамку» из каких-то второстепенных элементов окружающего пространства.

Вариант первый – «естественный фрейминг». В этом случае мы находим для нашего героя настоящую «живую» рамку. Если говорить, например, о портрете, то мы можем поставить человека в дверной проем, сфотографировать его через окно в доме или автомобиле, через просвет в ветках – так или иначе, заключить фигуру портретируемого в отчетливо-видимую «рамку». Это самый простой вариант фрейминга. Пожалуй, самый безотказный.

Второй вариант – «фрейминг кадрированием». Здесь мы обрезаем границей кадра какие-то объекты переднего плана, как бы говоря: «все остальное мы отбрасываем, поскольку оно для нашего сюжета абсолютно не важно». Этот приме часто используется в жанровой и репортажной фотографии – граница кадра может, например, «отрезать» кусок от человека - тем самым мы выводим его из центральной части сюжета, делаем зрителем, а не участником.

Третий вариант – «пейзажный фрейминг». Для того, чтобы создать выразительный передний план в пейзажной съемке, в кадр вводится фрагмент ветки дерева, которое находится недалеко от камеры или лежащий на земле пенек, валун или иной подобный элемент. Самое важное в этом приеме – следить за тем, чтобы объект «фрейминга» был с одной стороны достаточно красив сам по себе, а с другой стороны не отвлекал внимания от основного сюжета.

Решающий момент

Это, пожалуй, самый сложный и наиболее философский из композиционных приемов. Суть его вот в чем – в любой ситуации, любом событии есть несколько отчетливо выделяющихся этапов. Это завязка, развитие, кульминация, развязка. В кино режиссер может показать все эти этапы – ведь в этих жанрах творчества присутствует такое понятие как «продолжительность». В фотографии же мы вынуждены искать одно единственное мгновение, которое бы полностью передало наше понимание события, его уникальный «почерк».

Например, мы хотим снять гуляющую по парку влюбленную парочку. В какой момент сделать снимок – когда оба смотрят друг на друга (в кадре будет взаимное чувство), когда он смотрит на нее, а она в сторону (конфликт, нерешительность, игра), когда они выходят из парка и идут к машине (развязка, возврат к обыденности)?

Или когда он смотрит на нее, она делает вид, что не видит, но краешком глаза следит за ним, вокруг парк, но на заднем плане – дорога, машины и скучающий человек с газетой на скамейке, который бросил скользящий взгляд на нашу парочку? Скорее всего, именно этот «многослойный» снимок будет наиболее глубоким и интересным, именно он сможет удержать внимание зрителя.

Это не значит, что нужно стараться включить в кадр как можно больше всего – наоборот, краткость, как известно, сестра таланта – нет, нужно постараться сделать такой кадр, глядя на который можно легко представить, что было «до» и что будет «после». По сути дела, нужно уловить состояние перехода из одной понятной, но статичной ситуации в другую.

Термин «решающий момент» был введен великим французским фоторепортером Анри Картье-Брессоном. Именно в его работах и работах его учеников этот прием поставлен во главу угла, на нем практически и строится кадр.

Движение и проводка

Движение в фотографии – совершенно особый раздел композиции. Основных приемов передачи движения два: съемка неподвижной камерой с длинной выдержкой и съемка движущейся камерой с длинной выдержкой – так называемая «съемка с проводкой».

Съемка неподвижной камерой с длинной выдержкой даст следующий эффект: изображение неподвижных объектов будет резким, а движущиеся объекты станут нерезкими и «размазанными» в направлении движения. Это неплохой прием, если наша задача – передать ощущение движения, но и только. Детали же самого движущегося объекта мы передать не сможем. Это отличная техника для съемки танцев – при правильно подобранной выдержке можно легко передать характер танца, его настроение и пластику.

Если же мы хотим получить резкое изображение движущегося объекта, но и не потерять при этом ощущение движения, придется использовать технику проводки. При такой съемке камера все время (до нажатия на кнопку спуска, во время экспозиции и после нее – не менее 1 секунды) движется или поворачивается вслед за объектом, удерживая его в определенной части кадра.

Если все сделано правильно, то движущийся объект получается резким, а все неподвижные объекты – «размазанными» в направлении движения камеры. Такая съемка, конечно, требует определенной практики и навыка, но получающийся результат оправдает все затраченные на тренировку усилия. Применяется эта техника чаще всего при съемке спорта или сюжетов, суть которых не в самом движении, но в движущемся объекте.

Отражения и тени

Отражение – очень сильный композиционный прием, который делает картинку более броской, более интересной. Отражение можно ловить в обычном зеркале – это просто, в оконном стекле, где оно смешано с «реальным» миром, который мы через это стекло видим, в луже, где оно ломается и дробится по прихоти ветра или проезжающего по этой луже велосипедиста, в капоте припаркованной машины, наконец, в чашке с чаем. Попробуйте найти интересное отражение и сфотографировать его – можно смело гарантировать, что, смешивая реальность и отражение, вы не только интересно проведете время, но и получите хорошие фотографии.

Та же самая ситуация с тенями – они зачастую даже более необычны, чем отбрасывающие их «оригиналы». Бывает очень интересно ловить в кадре оба объекта сразу и оригинал, и тень, причем ловить их так, чтобы между ними возник если не спор, то хотя бы напряженный диалог.

Используя тень, вы получаете возможность показать предмет с двух сторон, причем одна их них может очень сильно меняться в зависимости от вашего желания. Например, тень от человека может спокойно лежать на асфальте, а может стремительно бежать по ступенькам, вытягиваясь в тонкую линию. Кроме того, тени могут создавать отличные ритмы даже в тех случаях, когда отбрасывающие их объекты находятся за границами кадра.

Поэкспериментируйте с тенями и отражениями и вы увидите, что мир вокруг вас гораздо интереснее, чем вы привыкли видеть.

fotografica.su

Основы композиции. 10 основных элементов композиции в фотографии.

Хорошая композиция это ключ к отличным, качественным фотографиям. Вместо того чтобы рассматривать композицию, как свод правил, которым нужно непременно пользоваться, взгляните на нее как на набор ингредиентов, которые можно взять из «кладовой» и приготовить замечательное «блюдо» – фотографию. Помните, что, как и шеф-повар не использует все имеющиеся под рукой ингредиенты для приготовления блюда, так и фотограф редко использует все части композиции при съемке.

Давайте рассмотрим некоторые элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке. Не зазубривайте их как неотъемлемое правило, просто держите в голове, когда собираетесь сделать снимок.

 

Узоры.

Вокруг нас множество различных узоров, главное научиться их видеть. Акцентируя и выдвигая на первый план такие макроузоры можно получить великолепные и интересные снимки.

Симметрия.

В зависимости от пейзажа, симметрия это то, что обязательно нужно использовать в снимке, либо полностью от нее отказаться. При наличии хорошей композиции и интересного объекта для снимка, можно сделать потрясающий снимок. Если же композиция и предмет съемки будут не особо интересны изначально, то и снимок получится неинтересным и предсказуемым.

 

Текстура.

Снимки обычно являются двухмерными, но если правильно использовать текстуру, снимок можно оживить и он предстанет почти в трех измерениях. С текстурой хорошо экспериментировать, когда свет падает на объект съемки под различными углами.

 

 

 

Глубина резкости.

Глубина резкости, которую вы выбираете для снимка, коренным образом влияет на композицию. Она может изолировать предмет от заднего или переднего фона (если вы используете маленькую глубину резкости) или же может акцентировать еще большее внимание на объекте съемке при использовании большей глубины резкости.

 

Линии.

Линии могут быть мощными элементами в снимке. Диагональные, горизонтальные, вертикальные, сходящиеся в одной точке линии абсолютно по-разному влияют на снимок.

 

Фрейминг (заключение объекта съемки в естественные рамки).

Фрейминг поможет акцентировать внимание именно на той части снимка, к которой вы хотите привлечь внимание.

 

Перспектива.

Еще один элемент композиции, делающий ваши снимки более интересными – это перспектива. Фотографируя предметы с разных углов, вы не только сделаете снимок более интересным, но и сделаете акцент на разных интересных особенностях, углах, текстурах, формах.

 

Пространство.

Существует не только понятие заполнения кадра, можно экспериментировать и с пространством, оставляя объекту съемки как можно больше места в кадре.

 

Баланс.

В зависимости от размещения предмета в кадре снимок может выглядеть сбалансированным или несбалансированным. Слишком много интересных предметов в одной части кадра сделают его «тяжелым», в то время как другая часть кадра останется пустой.

 

Цвет.

Цвета и то, как они выглядят на снимке, могут сделать фотографию интересной или испортить ее. Яркие цвета добавляют вибрации, энергию и интерес, но в то же время, если они неправильно расположены в кадре, они отвлекут внимание от главного объекта съемки. Цвета придают настроение снимку. Синие и зеленые оказывают успокаивающее влияние, красные и желтые вызывают вибрации и добавляют энергию снимку.

Автор: Darren Rowse

Перевод: Елена Вилкойть

profotovideo.ru

10 советов по построению правильной композиции фотографии

10 советов, которые помогут Вам улучшить композицию своих фотографий. Всякий раз, когда Вы задумываетесь, выясняя, каким образом составить фотографию, Вы можете воспользоваться этими советами, чтобы получить хорошие снимки.

1. Правило нечетного

Простыми словами, “правило нечетного” состоит в том, чтобы иметь нечетное число объектов в Ваших фотографиях. Как пример, фотография только одного объекта или группы из трех человек. Эта методика делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу.

Эта фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении.

Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной.

2. Ограничение фокуса

Ограничение фокусировки является простым способом добавить самого фокуса. Это, возможно, нужно не во всех фотографиях, но полезно всякий раз, когда у Вас есть объекты, которые Вы хотите скрыть. Наиболее привычное использование этой методики ориентировано на размытие нежелательного фона. Вы можете уменьшить глубину резкости своих фотографий при использовании большой апертуры (напр. F1.8), приближении изображения, и использование камеры с большой чувствительностью (напр. полный кадр DSLR).

Если бы деревья на заднем плане были в фокусе, это отвлекло бы от темы этой фотографии. Размытый фон подчеркивает фокус на паре.

Размывание фона помогает привлекать внимание к людям.

3. Упрощение

Хороший способ постановки центра фокусировки состоит в том, чтобы создать максимально простое изображение. Самый удобный способ сделать это - ограничить количество объектов в Вашей фотографии. Вы можете также использовать предыдущий совет, чтобы размыть нежелательные объекты.

Простота этой фотографии ясно дает понять идею. Простая фотография привлекает внимание и заставляет людей смотреть на него дольше.

4. Центрирование

Центрирование объекта создает баланс фотографии. Центрирование смотрится лучше всего на простых фотографиях с небольшим количеством объектов.

Вы можете улучшить акцент на предмете, сохраняя пространство вокруг объекта свободным.

Скучный объект становится интересным, если сохраняется простота и центрирование.

5. Правило третей

Это один из самых эффективных и популярных способов композиции фотографии. Вы можете улучшить свои фотографии, используя эту методику. “Правило третей” добавляет интерес фотографии, выравнивая объект съемки по одной из четырех точек воображаемого 3x3 прямоугольника, сделанного на основе Вашего изображения.

Простое изображение стало более интересным, после применения правила третей.

Снимая портреты, Вы можете использовать правило третей, для добавления фокуса глазам. Просто позиционируйте глаз или область между глазами по правилу третей, чтобы создать хороший портрет.

6. Ведущее пространство

Ведущее пространство - пространство перед объектом. Этот элемент обычно используется совместно правилом третей для создания более интересной фотографии. Оставляя участок пространства перед объектом, зритель будет видеть продолжение действия.

Сноубордер позиционирован по правилу третей с некоторым ведущим пространством перед ним.

Оставление некоторого ведущего пространства перед бегуном заставляет фотографию выглядеть более активной. Это также обращает больше внимания в закат.

Оставление участка пространства позади бегуна заставляет появится эффект завершения бега.

7. S кривая

S Кривая - воображаемая полоса в фотографии в форме буквы S. Этот тип полосы заставляет фотографии выглядеть более интересной,заставляя направлять взгляд по заданной траектории.

Пример магистрали с кривой S. Эта фотография простого пейзажа сделана более интересной с помощью кривой S.

Похожая фотография магистрали, но без кривой S является менее динамичной.

Самые ранние примеры кривой S использованы в греческих и римских скульптурах.

8. Передний план

У большинства фотографий есть средний и задний планы, и совсем малое место уделено переднему плану. Вы можете улучшить свои пейзажные фотографии включением некоторых объектов переднего плана. Это незаменимая методика для того, чтобы создать ощущение масштаба и заставить зрителя чувствовать, что он или она находится в фотографии.

Скалы в этом пейзаже добавляют фотографии масштаб и ощущение глубины.

Добавление большего количества переднего плана фотографии добавляет ощущение реальности.

9. Заполнение кадра

Когда Вы думаете, что находитесь достаточно близко к объекту, попытаетесь подойти еще ближе. Заполните большую часть кадра объектом, и Вы получите абсолютно иную композицию. Зачастую более привлекательную.

Близость к объекту и заполнение кадра волчьей головой придают больше акцента волку и создают больше драматизма. На обеих фотографиях один и тот же волк, но истории, которые он рассказывает, являются совершенно разными.

10. Обрамление

Вот творческий способ добавить передний план к Вашим фотографиям! Используйте элементы вокруг Вас, чтобы создать изображение, обрамленное объектами. Эта методика - отличный способ добавить привлекательности фотографии и создать изображение, отделенное от остальных.

Эта фотография использует силуэт, чтобы создать обрамление вокруг Тадж Махала.

Рамка не должна выделяться или иметь конкретную форму. Она может быть естественной как два дерева на этом снимке.

Источник:photoshoptutorials.ws Перевод: Pika,TakeFoto.ru

www.takefoto.ru


Смотрите также